m_elle: (Default)
[personal profile] m_elle
пока я в прошлый раз отогревалась на островах, в жежешечке произошел очередной грандиозный скандалтм. Вот буквально, участвовало три четверти русскоязычного ЖЖ, наверное. Я его очень удачно пропустила, и после особенно не заинтересовалась, тем более, что никто из фигурантов мне не был знаком. О чем я тут, собственно - в той паре постов во френд-ленте, комментарии к которым я вскользь задним числом уже просмотрела, мое внимание привлек повторяющийся на разные голоса рефрен - что наличие частного самолета - это показатель чего-то там. Некоего статуса, или, проще говоря, предмет понтов. Что-то там, типа, если частного самолета нету, так и нечего, или, наоборот, у кого есть частный самолет - тот что-то там такое должен (или не должен). Меня это здорово озадачило, поскольку здесь собственный самолет есть у кучи народу, ничего особенного в обладании самолетом нету, и оное обладание не является показателем статуса (хоть какого). "У меня есть самолет!" Big fucking deal. Большая часть недвижимости в Долине стоит в несколько раз больше вполне приличного самолета, и никакой ажиотации этот факт ни у кого не вызывает. И уж конечно, никому не придет в голову понтоваться наличием самолета. Если что-то и считается здесь крутым про самолеты - так это умение его водить. И, в общем, понятно почему; водить самолет - сложно. То есть, для того, чтобы действительно научиться, и получить здесь лицензию на управление самолетом, нужно быть, мягко говоря, обладателем очень не средних умственных способностей. Ну просто очень не средних. Я, скажем, человек совсем не глупый, посмотрев на процесс получения, решила не связываться - сложно. Так что, умение водить самолет говорит о человеке очень многое, тогда как простой факт наличия в хозяйстве этого самолета не говорит о человеке абсолютно ничего. Фактор крутизны отсутствует. И вот мы что-то к слову вспомнили эти самолеты в разговоре о разнице менталитетов тут и в России. Потому что в России, положим, наоборот. Кому бы там пришло в голову понтоваться тем, что он водит самолет? Фи, это не круто, круто чтобы частный самолет с частным же пилотом, а вокруг тебя бегает такой же частный стюарт. И все это твое личное. То есть, здесь как бы круто считается "уметь", а в России - "иметь".

С одной стороны, это вроде бы и понятно - здесь кучкуются профессионалы, здесь наука и индустрия, соответственно ценятся знания и умения, профессионализм; Россия живет в основном торговлей нефтью, и нет сейчас там профессии круче, чем пиарщик или менеджер. Руководить и иметь в подчинении считается более престижным, чем делать что-то самому. Мы это вспомнили к тому, что русскоязычный народ, когда говорит о хайтековых компаниях, неизменно употребляет термин "IT". Для них любые программеры, софтверные инженеры - это IT, и только. Технари там по определению ниже статусом, чем менеджеры, которые "рулят, продвигают, и решают". Что такое R&D, для которого IT - это их, фактически, обслуга, и что бывают инженеры, которые главнее менеджеров, лучше них разбираются в продукте, и что с ним нужно делать - и которые, в результате, решают, что и как делать - они вообще не понимают.

И вот эти, казалось бы, не связанные вещи, они, на самом деле, имеют единые корни; делать что-то самому, писать ли код, водить ли самолет, уметь нечто производительное - это не круто. Круто иметь - самолет, власть, влиятельную тусовку таких же имеющих. Забавные пертурбации сознания. Сколько должно пройти времени в относительном благополучии, и что должно произойти для того, чтобы умения начали цениться выше факта наличия, как во всем цивилизованном мире - а черт его знает. Потому что ведь без такой вот перестановки приоритетов никакой базы для исследований и производства и не образуется. Замкнутый круг. И ведь не в доступности же частных самолетов для upper middle class-а вопрос, в самом-то деле...

Date: 2010-09-21 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] kmaka.livejournal.com
это не приоритеты. это вопрос того, что ценится буквально. у кого зарплата больше

Date: 2010-09-21 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
а почему так происходит? Если брать, условно говоря, тот самый upper middle class, который не нуждается, и разницы в доходе в пару десятков тысяч в год для него, в общем, нету. Ведь это совсем разные подоходы, по сути - когда есть средства - пойти учиться водить самолет, или пойти его покупать, просто чтобы был.

Date: 2010-09-21 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] kmaka.livejournal.com
я сейчас не про самолет. просто в россии иметь = быть.

(no subject)

From: [identity profile] katichka.livejournal.com - Date: 2010-09-21 11:37 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-21 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] san-diegan.livejournal.com
Что умеешь или что понимаешь... так не за это принимают, а тем более любят. Вы же сами знаете.

Date: 2010-09-21 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
понятия не имею, почему не за это

(no subject)

From: [identity profile] san-diegan.livejournal.com - Date: 2010-09-22 12:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-elle.livejournal.com - Date: 2010-09-22 05:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] san-diegan.livejournal.com - Date: 2010-09-22 06:06 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-21 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] asia-datnova.livejournal.com
у нас с частной авиацией большие проблемы=) военные против. хотя это был бы самый уместный способ передвижения при таких доогах и расстояниях. потому редкость, потому круто

Date: 2010-09-22 02:18 am (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
понятно. Это, в общем, объясняет.

Date: 2010-09-21 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
По-моему, вы эксплуатируете семантику слова "самолет". Если действительно хочешь куда-то попасть, то самолет выходит реактивный, ночью и в грозу, а это мало кто умеет (или имеет) что здесь, что там.

Date: 2010-09-21 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] dvv.livejournal.com
По–моему, Вы понятия не имеете, о чём говорите. Поскольку: ночью умеют все, кто имеет сертификат частного пилота; в грозу не летает никто; реактивный водят естественным образом только часть частников, но реактивный самолёт не является необходимым условием „куда–то попасть”.

(no subject)

From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com - Date: 2010-09-21 11:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dvv.livejournal.com - Date: 2010-09-21 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-elle.livejournal.com - Date: 2010-09-22 02:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-elle.livejournal.com - Date: 2010-09-22 02:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com - Date: 2010-09-22 02:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-elle.livejournal.com - Date: 2010-09-22 05:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com - Date: 2010-09-22 09:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] averros.livejournal.com - Date: 2010-09-22 10:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com - Date: 2010-09-22 11:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] averros.livejournal.com - Date: 2010-09-22 06:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com - Date: 2010-09-22 07:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] averros.livejournal.com - Date: 2010-09-23 01:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com - Date: 2010-09-23 01:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] averros.livejournal.com - Date: 2010-09-23 02:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-elle.livejournal.com - Date: 2010-09-23 02:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com - Date: 2010-09-23 02:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-elle.livejournal.com - Date: 2010-09-22 10:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com - Date: 2010-09-22 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] averros.livejournal.com - Date: 2010-09-22 06:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-elle.livejournal.com - Date: 2010-09-23 02:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com - Date: 2010-09-23 02:51 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-21 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] yelya.livejournal.com
А что за ЖЖ срачка? Опять я все пропустила. :)
А вообще - согласна. Меня всегда поражал набор самых крутых профессий в России на пике процветания (то есть, до кризиса) - ни одна из них не подразумевала производство, собсвтвенно, какого-то продукта.

Date: 2010-09-21 04:32 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Ммм а ваша профессия чего подразумевает? А также родственная ей американская профессия лойера?

(no subject)

From: [identity profile] yelya.livejournal.com - Date: 2010-09-21 05:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-09-22 02:37 am (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
угу. Причем непонятно, почему оно вдруг так стало, рывком, с начала 90-х, что ли.

Что за срачка - не знаю точно, говорю же - пропустила. Это у меня просто лента такая активная, видать, что вечно участвует во всяких скандалах:) Было это эээ...где-то с месяц назад, соответственно, можно поискать, если интересно. Буквально весь ЖЖ гудел, как потревоженный улей:)

Date: 2010-09-21 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] katichka.livejournal.com
"иметь или быть", да. по основным тезисам согласна.

но вот первая жена моего нынешнего мужа, например, гордо ушла из инженеров в менеджеры ровно потому, что "платят больше, выше статус, и лучше карьерные перспективы".
она мне сама лично гордо объясняла это на собственной кухне - тогда еще в москве.
и вот смотри как: при переезде в штаты ничего в этом вопросе не изменилось, и карьеру сделала, и вообще - все правильно понимает в жизни девушка :))

так что и у аппер-мидлов все не так просто.
скорее, впрочем, это феномен силиконки: работающие руками люди, еще и прилично при этом зарабатывающие...
Edited Date: 2010-09-21 12:01 pm (UTC)

Date: 2010-09-22 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
гмм, ну может лично для себя она и была права? А так - нет, это не феномен именно силиконовки.

Только не руками, конечно, а головой.

Date: 2010-09-21 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] a-garvey.livejournal.com
Первый раз слышу об этом скандале :)

Date: 2010-09-22 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
правильная у Вас френд-лента, значит:)

Date: 2010-09-21 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] oxfv.livejournal.com
Какой скандал? Где ты их берешь? Почему я все пропустил?

Date: 2010-09-22 02:41 am (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
ну, может это просто у меня лента такая, с активной жизненной позицией:) А у тебя, видимо, нет:)

Насчет детских книжек; заходи, серьезно, возьмешь что-нибудь. Может их "Достоевский детям" заинтересует? Как раз на этот возраст рассчитано, и про девочек:)

Date: 2010-09-21 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/francesca_/
Скандала не заметила, а вообще, детский сад всё это какой-то. :)

Date: 2010-09-22 02:46 am (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
истину глаголишь, он и есть.

Date: 2010-09-21 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] signamax.livejournal.com
думаю когда в россии имеется ввиду самолет - имеется ввиду jet

наличие jet - это как бы выше upper middle чисто формально



в целом не очень согласен с обобщением уметь vs иметь

здесь тоже культура потребления зашкаливает и идет мерка писькам/домами/яхтами/самолетами/машинами

а так - да
тараканьи бега

Date: 2010-09-22 02:46 am (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
не-а. Тут и джеты у народа есть часто. Мерок всем вышеперечисленным не замечала, ей-Богу. Удачными компаниями, удавшимися проектами, научными статьями, редкими умениями, красивыми женщинами (куда реже, по понятным причинам;) - но не всякой ерундой, которая доступна более или менее всем желающим.

(no subject)

From: [identity profile] signamax.livejournal.com - Date: 2010-09-22 05:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-elle.livejournal.com - Date: 2010-09-22 06:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] signamax.livejournal.com - Date: 2010-09-22 06:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] averros.livejournal.com - Date: 2010-09-22 09:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-elle.livejournal.com - Date: 2010-09-23 01:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] signamax.livejournal.com - Date: 2010-09-23 01:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-elle.livejournal.com - Date: 2010-09-23 01:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] signamax.livejournal.com - Date: 2010-09-23 02:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] averros.livejournal.com - Date: 2010-09-23 02:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-elle.livejournal.com - Date: 2010-09-23 02:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] signamax.livejournal.com - Date: 2010-09-23 02:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-elle.livejournal.com - Date: 2010-09-23 02:57 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-22 03:01 am (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Вот именно.
Карикатурным телевизионным богачом, кстати, у нас является Дональд Трамп; естественно, его самолет выглядит так:

Ничего специфически русского.

(no subject)

From: [identity profile] dvv.livejournal.com - Date: 2010-09-22 03:32 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-23 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] mr-click.livejournal.com
Одна из серьёзнейших проблем современной России это отсутствие спроса на профессионализм. Для того, чтобы гордиться своими умениями, нужно, чтобы кто-то эти умения ценил. У нас этого нет по ряду причин, включая (но не ограничиваясь) сырьевую направленность экономики. Гордиться тем, что ты что-то умеешь и получать от этого материальную отдачу могут лишь немногие счастливчики, которым повезло попасть в западно-ориентированный бизнес, остальные же совершенно точно знают, что никакой профессионализм не позволит им вырасти выше слоя "блатных" и "своих", даже если они тупы как пробки и проваливают всё, что пытаются сделать. Ну и конечно, никакие знания и опыт не заставят шефа прислушаться к твоему мнению, если оно ему не по вкусу. Даже если он бывший промрыбак, разбогатевший на контрабанде и ни шиша не смыслящий в обсуждаемых проблемах...

Поэтому "ключевой компетенцией" становится умение "устроиться", то-есть попасть на некоторое место, где можно получать приличную сумму денег, ничего полезного, в общем-то, не делая и ничем не рискуя. Соответственно, зримым выражением успешности является не список реализованных проектов или иных достижений (это никому не интересно), а исключительно количество денег, которыми ты можешь распорядиться, вне зависимости от способа их получения.

Добавим к этому среднюю заработную плату в $500/мес. и поймём, что для подавляющего большинства граждан России "купить собственный самолёт" это просто эквивалент выражения "быть богатым, счастливым и в ни в чём не нуждаться". Нужно ли осуждать людей за то, что они мечтают о счастье? И за то, что мечтают о таком счастье, которое могут себе представить?

PS: Написал немного утрировано, но в целом так всё и есть.

Date: 2010-09-26 03:00 am (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
да я не в качестве осуждения, просто мне раньше не приходило в голову, что разница в подходе настолько велика.
Page generated Mar. 7th, 2026 10:02 am
Powered by Dreamwidth Studios