m_elle: (Default)
[personal profile] m_elle
тут недавно у кого-то в комментариях развернулась бурная дискуссия на тему, почему некоторые русскоговорящие, замолкают и чуть ли не спасаются бегством, заслышав русскую речь на американских улицах. Кто-то высказался в том ключе, что, мол, это все потому, что бывшие соплеменники тут же бросаются в объятия, едва заслышав знакомый язык, и желают общаться. Не знаю, ко мне, за многие годы жития вне России, ни разу еще не бросались незнакомые люди, только по признаку общего языка. Тем не менее, я как раз отношусь к этой категории людей - замолкающих, и моментально переходящих на другой язык - едва заслышав русские интонации в толпе. И я, как некоторым образом причастная, легко могу объяснить, почему я так поступаю.

Здесь нет никакой русофобии или неприязненного отношения к соотечественникам - точно так же я веду себя в России, говоря на любом другом, кроме русского, языке, если слышу его поблизости - я замолкаю и перехожу на другой, понимаемый собеседником. Дело тут просто в некотором ощущении приватности - личного, закрытого для посторонних, пространства - когда говоришь на языке, не распространенном там, где ты в данный момент находишься. Разговаривая в Америке по-английски, или в России по-русски, мы естественным образом готовы к тому, что нас понимают, и постоянно ощущаем себя "на людях". Когда же мы говорим не на обще-распространенном в данной стране языке, мы подсознательно ощущаем себя как бы один на один с собеседником, и оказываемся неприятно удивлены в ситуации, когда нас понимает кто-нибудь еще, как будто мы пойманы врасплох, или подслушаны.

Понятно, что это не сознательное ожидание - что тебя не понимают в толпе, и всегда стоит быть готовым к тому, что таки да, понимают. Однако, когда бОльшую часть своей жизни у человека есть возможность говорить на одном или нескольких языках, с наименьшей вероятностью понимаемых окружающими там, где он в данный момент находится - само собой привыкаешь к этакой видимости приватности, и от этого очень сложно избавиться.

Я думаю, что в большинстве случаев это как раз и есть настоящая причина такого "непатриотичного" поведения, а вовсе не боязнь покушения незнакомых малоприятных людей на наше время и внимание, русофобия, или что-нибудь еще, столь же невероятно звучащее.

Date: 2006-07-17 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Так и есть.

Date: 2006-07-17 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
звучит разумно)

Date: 2006-07-17 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] signamax.livejournal.com
а я не говорю и не пишу по русски из за звенящей звериной русо-языко-фобии
вот и сичас
разве это русский

Date: 2006-07-17 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Контрольный пример простой - распространяется ли это отношение на иностранца, в совершенстве владеющего русским.

Date: 2006-07-17 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] starshoi.livejournal.com
Отличный вопрос - и у меня есть на него ответ. В лохматые восьмидесятые я имел дело с американцами, весьма сносно говорящими по-русски. Акцент был, но очень легкий, типа прибалтийского. Так вот, дела мы обсуждали с русскими коллегами по-русски. Но потом, когда надо было бы просто поговорить, даже не в присутствии партнеров и коллег, он переходил на английский. Как раз не из-за трудностей языка, а скорее чтоб немного задернуть занавеску.

Эффект известен и большей частью так и происходит. Хотя в моем случае я все же сторонюсь агрессивных соотечественников, стремящихся вступить со мной в беседу только потому, что я говорю так же, как они.

Date: 2006-07-17 11:57 pm (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
а что, такие бывали, в самом деле? Сложно представить, что ими движет.

Date: 2006-07-18 02:32 am (UTC)
From: [identity profile] puduhepat.livejournal.com
Ко мне один раз подошел человек после концерта и сказал, что рад видеть соотечественника, если мне когда-нибудь понадобится помощь, я могу позвонить по следующему телефону.
А так вы конечно правы, не очень-то это красиво говорить на русском и пользоваться тем, что никто не понимает. На меня один раз тетка в автобусе накричала, что я громко разговаривала, мне показалось, что ей не понравилось, что я говорю на другом языке. Во всяком случае это был единственный случай из моего опыта, когда человеку сделали замечание о его поведении в автобусе

Date: 2006-07-18 03:40 am (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
да нет, я как раз не считаю, что в этом есть что-то некрасивое - это мое личное дело, о чем мы с собеседником разговариваем, и почему меня должно заботить, что окружающие не понимают, о чем мы говорим? Они и не должны интересоваться этим, по идее.

Что до соотечественников - здесь, в Силиконовой Долине, где полно русских, китайцев, японцев, различных европейцев, и израильтян, встреча с соотечественником вовсе не является чем-то из ряда вон выходящим, и достойным отдельного внимания. По-моему, тут никому и в голову не придет подходить к незнакомым людям только потому, что они говорят на знакомом языке - их тут слишком много для этого.

Date: 2006-07-18 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] starshoi.livejournal.com
Вы будете смеяться, но не далее как в эту субботу, не где-нибудь, а в Горновидове, в середине огромной русскоязычной толпы в Milk Pail. То, что не приходит в голову тебе, приходит в голову другим.

Надо не национальности сравнивать, а культурный уровень и воспитание. Но чаще всего это, по-видимому, происходит с новоприбывшими. Они дезориентированы, растеряны и хотят уцепиться за что-то знакомое. Ну, а дальще понятно.

Date: 2006-07-19 02:17 am (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
да, и правда - прикольно:) Я в этот Milk Pail недавно свозила ребенка для общего развития, а то она мне тут с пеной у рта доказывала, что в округе мало русских - у них в школе, видите ли, всего несколько человек из общего количества в 850 студентов, да и из них - двое здесь родились. Ну, я свезла ее, чтоб посмотрела, сколько их на самом деле...в дороге строго настрого наказала "неприличными словами не выражаться", а то у нее своеобразная манера по-русски разговаривать. Короче, приехали, ходим, грейпфруты выбираем, она вообще помалкивает на всякий случай, чтоб чего не сказать ненароком. Минут пять там протусовались, набрали какой-то хрени, подходим к кассам, и тут на нее с верхней полки, что у кассы стоит, с хлебом, падает увесистый такой мешок с сушками! Его тетка с другой стороны случайно столкнула. Ну, тут ребеночек от неожиданности и говорит...

Занавес.

Date: 2007-03-18 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] tobe-determined.livejournal.com
"ёб твою мать!" ? :)))

Date: 2007-03-18 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
что-то вроде этого, но гораздо более развесисто:) Она - достойный пример свободного владения русским языком в условиях отсутствия всякой русскоязычной среды вне семейства.

Date: 2007-03-18 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] tobe-determined.livejournal.com
кстати вспомнилось, лет 10 назад ехал я в каком-то лифте в высотном здании на Бродвее, зашли 2 очень милые миниатюрные женщины и начали говорить. по-русски. матом. таким, что я только разве в рядах сов. армии слышал. я не знаю покраснел я тогда или нет, но точно помню, что всем видом старался изобразить будто не понимаю ни слова, глупо улыбался или что-то в этом роде.

так и сейчас, если кто-то рядом говорит по-русски я не обращаю внимания.

Date: 2007-03-18 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
по-моему, это самая естественная реакция. У меня еще есть пара языков в активе, при звуке который я точно так же стараюсь абстрагироваться.

Date: 2007-03-18 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] tobe-determined.livejournal.com
именно, потому что говорящие предполагают, что ты их не понимаешь.

хотя с другой стороны в Ньй Йорке всегда найдется какой-нибудь хмырь, едущий с тобой в одном вагоне метро или идущий на одном блоке, который хоть и не говорит, но точно понимает :)))

Date: 2007-03-18 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
а это уже мания преследования:)) Хотя, как известно, то, что вы параноик, еще не обозначает, что за вами не следят, да:)

Date: 2007-03-18 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] tobe-determined.livejournal.com
хахахахаха :))))))))))))))))))))))

Date: 2006-07-17 11:56 pm (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
естественно:)

Date: 2006-07-17 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] dp.livejournal.com
Да, совершенно согласен.

Date: 2006-07-17 09:43 pm (UTC)
From: [identity profile] marinache.livejournal.com
Да, это оно. :-)

Date: 2006-07-17 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] nirvan.livejournal.com
вот оно - чётко сформулированное объяснение!

Date: 2006-07-18 12:39 am (UTC)
From: [identity profile] natasha-laurel.livejournal.com
я уже очень давно не видела людей, которые бы бросались на соотечественников с объятиями. Скорее наоборот, распространено настороженное отношение друг к другу.

слушайте, а вам не кажется, что иногда мы не хотим, чтобы окружающие ассоциировали нас с этими.. на другом конце улицы, что говорят на том же языке, что и мы.

Что это неосознанное стремление влится в американскую среду, отделится от понятия русский иммигрант?

Date: 2006-07-18 01:50 am (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
не в моем случае. Я не соответствую понятию "русский иммигрант", так что, мне не от чего отделяться в данном случае. А по поводу влиться в американскую среду...не знаю, лично у меня нет ощущения, что мне нужно предпринимать какие-то специальные усилия, чтобы в нее влиться. Я не ощущаю ее специфической чуждости, мне здесь комфортно. Возможно, потому, что Америка - не единственная близко мне знакомая страна, кроме России.

Date: 2006-07-18 04:00 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/francesca_/
Проблема в том, что некоторые люди, выяснив, что я русская, начинают со мной довольно неприятно себя вести, хотя до того вели себя нормально. Причем такие люди бывают как русскими, так и нерусскими (не русских мне обычно гораздо легче поставить на место почему-то... надо на досуге подумать, почему). Поэтому я специально не афиширую, хотя скрывать тоже было бы странно.

Date: 2006-07-18 04:59 am (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
некоторые люди, выяснив, что я русская, начинают со мной довольно неприятно себя вести

что ты имеешь в виду?

Date: 2006-07-18 05:06 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/francesca_/
Начинают совершенно иначе разговаривать... могут начать паясничать, грубить, или задавать тупые вопросы, например.

Date: 2006-07-18 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] m-elle.livejournal.com
интересно...а как ты это сама объясняешь? Я как-то никогда не сталкивалась с таким явлением; не понимаю, чем это может быть вызвано.

Date: 2006-07-18 05:20 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/francesca_/
Ну, у русских я это объясняю примерно тем, что происходит в еврейском анекдоте, приведенном в статье Фрейда о юморе "Ах, вот оно что..."
У нерусских -- ограниченностью мышления, засилием культурных стреротипов и, возможно, некоторой ксенофобией.
Потом, и у тех и других это может быть просто от недостатка social skills -- так, от неожиданности и ненаходчивости чё сказать, ерунду какую-то и ляпнул.
Но не подумай, это не сплошь и рядом, так, иногда проскакивает, при том, что я постоянно встречаю большое количество новых людей.

Date: 2006-08-16 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] lapine.livejournal.com
lichno u menia net jelania bratatsia i brosatsia na pervogo vstrechnogo zagranicey tol'ko potomu chto on beseduet s kem-to na russkom, neprilichno. No ya dopuskau, chto MOJET vozniknut' situacia, v kotoroy mne prosche budet obratitsia k russkomu, tipa kak kuda proiti. Voobsche ya i tak v sostoianii ob'asnitsia s inostrancem, no VDRUG ponadobitsia imenno russkaya pomosch' takogo (i tol'ko takogo roda), a tut kak by v ney otkazyvaut zavedomo...

Date: 2007-03-18 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] tobe-determined.livejournal.com
точно. особенно когда детей надо привести "в чувство" на людях.
Page generated Mar. 4th, 2026 07:50 am
Powered by Dreamwidth Studios